ЕГАИС – это автоматизированная программная система осуществляющая контроль объемов производственных объемов и реализации алкогольной продукции. Главное назначение системы состоит в том, чтобы обеспечить реализацию правил, заложенных в Федеральном законе от 22 ноября 1999 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Начиная с 1 января 2016 года все производственные компании, импортеры, оптовые и розничные продавцы алкогольной продукции обязаны применять систему ЕГАИС согласно нормам законодательства.
Розничные магазины по всей России обязываются предоставлять в систему ЕГАИС сведения о приобретении всего перечня алкоголя (в том числе пива), а с 1 июля 2016 года необходимо протоколировать в программе все сведения о розничных продажах такого товара. Такие же правила, относительно предоставления данных о закупках вменяются всем предприятиям общественного питания. Следуя букве Федерального закона от 29 июня 2015 года № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 171-ФЗ», до конца 2017 года к системе ЕГАИС должны быть подключены все компании, задействованные в процессе оборота и сбыта любой алкогольной продукции.
С точки зрения государства, программа ЕГАИС должна способствовать уходу с рынка нелегальных алкогольных продуктов, подделки, а также те, которые производятся без уплаты налогов. Конечно же, контроль такого уровня безусловно поможет обеспечить достижение этой цели. При этом, ввиду того, что власти объявили новый виток регламентации администрирования, государству необходимо создать совершенно четкое, прозрачное объяснение, как работать с системой, чтобы у будущих пользователей не возникало пробелов в понимании из-за неверных трактовок и недостаточной информационной поддержки.
Чтобы работать с ЕГАИС – требуется закупить так называемый JaCarta PKI\ГОСТ\SE (защищенный носитель для хранения информации), а также усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП), именно она потребуется для аутентификации в портале ЕГАИС, и само собой для непосредственно подписания электронных документов для возможности их фиксации в среде ЕГАИС. КЭП может быть выдана любым удостоверяющим центром, который успешно прошел сертификацию в Минкомсвязи. Согласно требованиям законодательства на каждой точке ведущей розничную торговлю, у которой есть отдельный КПП обязана иметь свой JaCarta PKI\ГОСТ\SE с записанным на него сертификатом КЭП.
Он выпускается на директора организации, однако может быть выпущен на другое уполномоченное лицо. В данном случае специальных требований нет.
Рекомендовано обращаться по данному вопросу к текущему партнеру, имеющему статус 1С Франчайзи, с которым предприятие ведет сотрудничество в плане поставок продуктов 1С и услуг по сопровождению.
Каждый магазин розничной торговли должен быть подключен к системе ЕГАИС. Так как правила предписывают вести учет отпускаемой продукции, а значит необходим контроль на каждой точке, где есть возможность приобрести данный товар. Особые сложности могут возникнуть точках розничной торговли, находящихся на удалении от областных центров, так как работа ЕГАИС напрямую завязана на работу с интернетом.
Введение системы ЕГАИС пришлось на период экономического кризиса, по этой причине возникшая дополнительная финансовая и организационная нагрузка в плане расходов на внедрение программы повлекла за собой закрытие нескольких небольших компаний. Стоит заметить, что пока такие инциденты малочисленны, однако их число может увеличиться. Особенно это касается удаленных от центральной России регионов.